0 – 2 месяца.
1 месяц:
Речь: К концу первого месяца редкие гортанные звуки могут превратиться в нечто похожее на агу (ребенок гулит). Реагирует на чужие голоса.
Память: Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени.
Рекомендации: Используйте простые и понятные выражения. Обращайтесь к ребенку по имени.
2 месяца:
Понимание: У ребенка формируются простые ассоциации: если начать кричать, то тебя возьмут на руки. Усиливается реакция на внешние раздражители.
Речь: Общается в основном при помощи плача. Звуки все больше походят на гласные, например, у-у и а-а.
3 – 8 месяцев.
3 месяца:
Понимание: Может реагировать на увиденное в зеркале отражение улыбкой. Отрывается от материнской груди, чтобы прислушаться к голосам родителей.
Речь: Похныкивает, поскуливает, повизгивает, смеется, издает булькающие гортанные звуки. Начинает издавать звуки, когда слышит речь.
4 месяца:
Понимание: Может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей.
Речь: Лопочет что-то себе под нос, или обращаясь к другим. Может повысить голос, словно задавая вопрос.
Память: Различает, кто есть кто в его жизни. Может узнать мать в группе людей.
Рекомендации: Разговаривайте с ребенком один на один. Повторяйте произносимые им звуки, демонстрируя свой интерес.
5 месяцев:
Понимание: Может уронить предмет только для того, чтобы посмотреть, как кто-то из родителей его поднимет. Следит, откуда и куда падает предмет.
Речь: Внимательно следит за губами говорящего и пытается имитировать модуляции голоса. Может начать произносить согласные звуки, например, м или б.
Память: Может ожидать появления целого предмета, увидев лишь его часть.
6 месяцев:
Понимание: Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку, она загремит.
Речь: Учится издавать новые звуки, меняя форму губ.
Рекомендации: Старайтесь потихоньку отказываться от сюсюканья и чаще пользуйтесь нормальным взрослым языком.
7 месяцев:
Понимание: Может начать сортировать игрушки типа кубиков по размеру.
Речь: Может издавать несколько звуков на одном выдохе. Различает интонации и модуляции голоса.
Память: Развивайте память, играя в прятки и наблюдая за действиями других.
8 месяцев:
Речь: Начинает имитировать все большее количество звуков. Реагирует на знакомые звуки поворотом головы и туловища.
Память: Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит выражение «такой большой».
9 – 16 месяцев.
9 месяцев:
Речь: Может реагировать на свое имя и отдельные слова, например, на слово «нет». Внимательно прислушивается к разговорам. Может произносить что-то вроде ма-ма или па-па. Любит изображать покашливание.
Память: Замечает, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения.
10 месяцев:
Понимание: В состоянии определять высоту и края предмета.
Речь: Сопровождает слова жестами: говоря пока, машет ручкой или качает головой, отвечая нет.
11 месяцев:
Речь: Имитирует звуки и действия. Узнает значения слов, прислушиваясь к их употреблению в различных ситуациях.
Рекомендации: Такие игры как «ладушки» и «ку-ку» (игра в прятки), стимулируют развитие памяти ребенка.
12 месяцев:
Речь: Может произносить короткие предложения, понятные только ему. Лучше контролирует интонацию и произношение. Может выговорить от двух до восьми слов типа ав-ав или дай.
13 месяцев:
Понимание: Имитируя действия взрослых, узнает, что у каждого предмета есть свое назначение.
Речь: Может не выговаривать слова целиком, но уточняет идею при помощи жестов. Указывая рукой на мячик, говорит мя.
14 месяцев:
Понимание: Понимает, что своими действиями может чего-то добиться.
Речь: Любит слушать стишки и песенки. Выражает свои желания в основном при помощи жестов: приносит родителям книгу, чтобы ему почитали.
15 месяцев:
Речь: Может выполнять простые команды, например, «иди сюда». Указывает на знакомые предметы, когда этого просят взрослые. Знает названия основных частей тела.
Рекомендации: Развивайте ассоциативное мышление ребенка, давая словесные обозначения окружающим предметам и событиям.
16 месяцев:
Речь: Может четко произносить шесть – семь слов. Любит играть в слова и петь песенки типа «Петушок-петушок, золотой гребешок».
17 – 24 месяцев.
17 месяцев:
Речь: Может говорить отдельные слова для выражения потребностей: говорит оп, когда хочет, чтобы его взяли на руки. Любит показывать пальцем картинки в книгах. Понимает больше слов, чем в состоянии произнести.
Рекомендации: Разговаривайте с ним медленно и давайте ему время на ответ.
18 месяцев:
Понимание: Начинает понимать значение понятия «сейчас».
Речь: Словарный запас расширяется с головокружительной быстротой. Ребенок начинает усваивать до 12 слов в день. «Нет» становится главным словом. Показывает пальцем части собственного тела или детали одежды, когда его об этом просят. Может называть себя по имени.
Рекомендации: Задавайте ребенку простые вопросы: тем самым вы будете поощрять в нем умение принимать решения.
19 месяцев:
Понимание: Может догадываться о причинах и следствии, но не осознавать возможные опасности. Понимает, что двери открываются и закрываются, но может не знать, как надо себя вести, чтобы дверью не прищемило руку.
Речь: Концентрирует свое внимание на словах и предметах, которые играют ключевую роль в его жизни.
20 месяцев:
Речь: К концу второго года ребенок узнает, что на свете все имеет какое-то имя и постоянно спрашивает что это? Может складывать слова в простые фразы, например, больше нету.
Память: Ребенок в состоянии вспомнить знакомый предмет или знакомого человека, не видя и не касаясь его.
Рекомендации: Не принуждайте ребенка говорить. Покажите, что понимаете его жестикуляцию, но при этом пусть он слышит слова, которые дополняют его жест.
21 месяц:
Понимание: Укрепляются навыки запоминания, и у ребенка появляются правильные ассоциации.
Рекомендации: В самых простых выражениях научите его осторожности. Почувствовав жар, исходящий от кухонной плиты, ребенок понимает значение и опасность горячих предметов.
22 месяца:
Понимание: Понимает, когда книжка с картинками перевернута вверх ногами. Учится переворачивать страницы по одной.
Речь: Обожает слушать простые истории. Может сам начать разговор и использовать слова, которые выражают определенные чувства и мысли.
23 месяца:
Речь: Может выразить словами недовольство или гнев. Но временами для выражения эмоций по-прежнему прибегает к мимике и изредка плачет.
Память: Может выполнять простые просьбы, но внимание все еще рассеяно.
Рекомендации: Ведите с ребенком настоящие двухсторонние беседы. Старайтесь не отвечать на его вопросы односложно. Ребенок сразу поймет, что вы его не слушаете.
24 месяца:
Речь: К двум годам некоторые дети обладают словарным запасом объемом более чем 200 слов. Имитирует интонации и действия взрослых.
Память: Может догадываться о значениях выражений «скоро» и «после ужина», но имеет ограниченное представление о днях и часах.
2 – 3 года.
25 – 29 месяцев:
Понимание: Начинает продумывать решение какой-либо задачи в уме. Может догадываться о значении числительных, например, количественных (одна собака, две собаки) и понимать процесс классификации (кошка – животное).
Речь: Объем словарного запаса быстро увеличивается, и ребенок использует существительные в сочетании с глаголами для создания предложений из трех–четырех слов. Начинает употреблять местоимения, например, я или меня, а также другие части речи. Может начать задавать вопросы, начинающиеся с почему? Внимательно слушает, что говорят другие, обращаясь к нему или кому-то другому.
Рекомендации: Чтобы привлечь его внимание, старайтесь подбирать такие книги, чтобы ребенку нужно было дотрагиваться до рисунков или показывать на них рукой.
30 – 36 месяцев:
Понимание: Улавливает взаимосвязь между предметами. Может разложить игрушки по форме и цвети. В три году ребенку доступно лишь крайне одностороннее решение проблемы, он пока еще не умеет подходить к вопросу с двух сторон.
Речь: Может понимать команды, состоящие из двух или даже трех частей. Может следить за сюжетом рассказа и запоминает некоторые вещи из книжек. Может правильно назвать цвета.
Память: Больше внимания уделяет таким занятиям, как чтение и рисование. Может отличать детей одного с собой возраста, но не знает, сколько продолжается год.
Рекомендации: Не ожидайте от ребенка идеальной дикции. Если он запинается, как нужно говорить спокойно и правильно. Снизьте темп своей речи и старайтесь не акцентировать его внимание на трудностях в произношении. Помогите ребенку использовать слова для описания эмоций.
В развитии интеллекта Вашего малыша могут помочь разнообразные развивающие методики, которые Вы можете купить в интернет-мазанине Ласточка.